Отрицатели Холокоста встали на пути развития многомиллиардной индустрии
Англичанина Дэвида Ирвинга австрийский суд приговорил к трем годам тюрьмы за отрицание исторического факта геноцида евреев в Третьем рейхе. Свобода слова позволяет историкам разрабатывать неоднозначные гипотезы. Но лишь до тех пор, пока они не подвергают сомнению постулаты, на которых строится ближневосточная политика стран Запада. Кроме того, подобные «ереси» мешают работе организаций, распределяющих компенсации жертвам Холокоста.
Отрицатели Холокоста (они же негационисты, или, как они сами себя называют, ревизионисты) привлекли внимание мирового сообщества после скандальных антисемитских заявлений президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада. В декабре 2005 года в речи, транслировавшейся по центральному телевидению страны, он назвал трагедию еврейского народа – Холокост – «мифом, за который приходится расплачиваться палестинцам». Президент предложил переселить всех израильских евреев в Германию, Австрию, США или другие страны, которые этот миф поддерживают из корыстных политических мотивов. Ахмадинеджад собирается в ближайшее время провести в Тегеране всемирный съезд ревизионистов.
Отрицатели Холокоста (они же негационисты, или, как они сами себя называют, ревизионисты) привлекли внимание мирового сообщества после скандальных антисемитских заявлений президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада. В декабре 2005 года в речи, транслировавшейся по центральному телевидению страны, он назвал трагедию еврейского народа – Холокост – «мифом, за который приходится расплачиваться палестинцам». Президент предложил переселить всех израильских евреев в Германию, Австрию, США или другие страны, которые этот миф поддерживают из корыстных политических мотивов. Ахмадинеджад собирается в ближайшее время провести в Тегеране всемирный съезд ревизионистов.
Гадание на костях
Считается, что идейную и фактическую базу для этой «еретической» исторической теории начали создавать сами нацисты. Когда рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер осознал, что поражение Рейха в войне неизбежно, он отдал приказ начальникам концлагерей уничтожить все вещественные доказательства массового истребления заключенных. Вскоре после войны появились первые ревизионистские книги. Авторитетный историк Гарри Элмер Бармс выступил с неожиданным заявлением о том, что Германия не проводила политику геноцида, а все обвинения против нее фальсифицированы с целью оправдать вмешательство в войну Соединенных Штатов. Современники не оценили шокирующей теории – коллеги-ученые объявили историку бойкот, однако современные ревизионисты часто ссылаются на авторитет Бармса, цитируя его труды.
В 1970 году появилась первая научная организация, объявившая своей целью «критику и опровержение научных заблуждений о геноциде евреев в Третьем рейхе». Институт пересмотра истории – Institute of Historical Rewiew – основал неонацист Уиллис Карто, вокруг которого сплотилось множество политических радикалов, антисемитов, конспирологов и просто сумасшедших. Эта организация не особенно скрывала своих тесных контактов с террористическими движениями Палестины.
Стоит ли говорить о том, что особым уважением в научных кругах институт не пользовался. Тем не менее в его стенах были сформулированы основные тезисы ревизионизма, смущающие умы по сей день. Их аргументация строится на том, что историкам не удалось обнаружить ни одного официального документа, свидетельствующего, что нацисты проводили последовательную политику преследования и истребления евреев. Фюрер мог никогда не отдавать таких приказов, и даже если убийства евреев в Третьем рейхе случались, он мог о них ничего не знать. Ревизионисты приводят мнение ряда известных ученых-химиков, что массовые убийства при помощи ядовитых газов технически невозможны, а также расчеты «производительности» крематориев, которые якобы не могли пропустить через себя шесть миллионов тел официально признанных жертв Холокоста.
Из этого делался вывод, что число погибших евреев многократно преувеличено. Ревизионисты считают, что нацисты уничтожили не более 1 миллиона лиц еврейской национальности, остальные умерли от тифа или уехали в эмиграцию. Некоторые отрицатели Холокоста заходят в своих выводах еще дальше: современный российский ревизионист Игорь Мухин, издатель газеты «Дуэль», например, считает, что евреи воевали на стороне фашистской Германии, поскольку более 10 000 человек этой национальности попали в списки военнопленных Советского Союза. А его единомышленник швейцарец Юрген Граф утверждает, что газ «Циклон Б» использовался немцами для борьбы со вшами, чтобы остановить в лагерях эпидемию сыпного тифа.
Подобные версии выглядят, мягко говоря, парадоксально и не слишком убедительно, но их авторы уверены, что общество просто «зомбировано» жуткими легендами о газовых камерах и крематориях Освенцима. Масштабы трагедии еврейского народа, по их мнению, раздули сионистские организации с целью получить материальную и политическую поддержку со стороны Германии и США для создания государства Израиль. «Миф о Холокосте» также активно поддерживал Советский Союз: демонизация гитлеровской Германии отвлекала внимание мировой общественности от темы сталинских репрессий.
How much does it ХолоCost?
Ожесточенные споры о числе евреев, погибших в годы второй мировой войны, до наших дней никак не могут перейти в русло цивилизованной научной дискуссии. Тема Холокоста была связана с целым рядом действующих финансовых схем и политических интриг. Вскоре после окончания войны правительство Западной Германии вступило в секретные переговоры с организацией под названием «Конференция по еврейским материальным притязаниям к Германии», пользовавшейся мощной поддержкой американского госдепартамента.
10 сентября 1952 года канцлер ФРГ Конрад Аденауер, министр иностранных дел Израиля Моше Шаретт и президент Всемирного еврейского конгресса Нахум Голдман поставили подписи под соглашением о выплате Германией денежных компенсаций выжившим узникам концлагерей. Конференция по еврейским материальным притязаниям с тех пор ежегодно получала из германского бюджета и распределяла среди жертв Холокоста материальную помощь, объем которой к настоящему моменту превысил $50 млрд. По расчетам германского министерства финансов, до 2030 года еврейским организациям придется перечислить еще $20,16 млрд. Далее выплаты прекратятся, поскольку живых узников концлагерей к тому времени скорее всего не останется.
Вообще-то немецкие финансисты должны были бы уже свыкнуться с мыслью о том, что в расплате за грехи прошлого точный расчет невозможен. С 1952 года количество официально признанных жертв Холокоста многократно увеличилось, и вместе с ним росли притязания еврейских организаций к Германии. Если в начале 1950-х речь шла о компенсациях примерно 100 000 выжившим узникам нацистских концлагерей, то позднее немцев заставили платить беженцам, спасавшимся от преследования по национальному признаку, евреям из европейских стран, пережившим фашистскую оккупацию, а также потомкам погибших. Сегодня израильские экономисты оценивают общие материальные потери еврейского народа за годы Холокоста в $330 млрд.
«Индустрия Холокоста» заработала на полную мощность вскоре после арабо-израильской войны 1967 года. Иерусалим тогда был признан стратегическим партнером США на Ближнем Востоке, что позволило еврейским организациям занять более жесткую позицию в переговорах о компенсациях жертвам фашистского геноцида. Даже официальные историки уверены, что из этого источника подпитывалось экономическое и военное развитие израильского государства. Ревизионисты добавляют, что с тех пор память о Холокосте превратилась в «вымогательский бизнес».
Крутой Волкер. Правосудие по-техасски
Работу механизма выбивания компенсаций можно продемонстрировать на нескольких относительно свежих примерах. Десять лет назад «жертвой памяти о Холокосте» пала Швейцария. Во время войны эта страна сохраняла нейтралитет, и обвинять ее в причастности к массовому истреблению евреев никому бы и в голову не пришло. Тем не менее в 1995 году, во время празднования 50-летия завершения второй мировой войны, швейцарский президент Каспар Филлигер извинился за то, что в 1940-х годах его страна не предложила еврейским беженцам убежища на своей территории. За этим последовала атака со стороны Всемирного еврейского конгресса (ВЕК) на швейцарские банки: от них потребовали вернуть миллиарды долларов, принадлежавшие евреям, погибшим во время войны.
Банкиры предоставили ВЕК детальный отчет: они обнаружили 775 невостребованных с 1940-х годов счетов на общую сумму $32 млн. Ее было предложено взять за основу переговоров. Но главу конгресса Эдгара Бронфмана это не устроило, он решил, что швейцарцы скрыли часть финансовых документов, и задействовал для давления на Цюрих связи на Капитолийском холме и в Белом доме. В американской прессе началась кампания против «швейцарских белых воротничков, замаранных еврейской кровью». Штаты обвиняли Женеву в присвоении вкладов жертв Холокоста и грозили экономическими санкциями.
В 1996 году Швейцария согласились с тем, чтобы розыск «еврейских счетов» провела международная следственная комиссии, под председательством Пола Волкера, возглавлявшего Федеральную резервную систему США. Она обнаружила в Швейцарии невостребованные $1,25 млрд, и банкиры безропотно выписали чек на эту сумму. ВЕК объявил, что деньги будут распределены между беженцами, которым в 1940-х годах Швейцария отказала в политическом убежище.
Одновременно ВЕК потребовал $6 млн с невостребованных счетов жертв Холокоста в американских банках. Соединенные Штаты ведь тоже отказывали евреям в политическом убежище в годы войны. Но здесь «швейцарская тактика» не сработала: средства с этих счетов в соответствии с американским банковским законодательством давно перешли в пользу государства. Зато ВЕК удалось взыскать деньги по другой статье: американская армия выплатила $25,5 млн компенсации за разграбленный ее солдатами в 1945 году поезд с имуществом венгерских евреев.
Германия к тому моменту уже не пыталась оспаривать все новые и новые требования еврейских организаций: сверх обязательных выплат она пожертвовала $500 млн «организациям, исследующим трагедию Холокоста». Кстати, столь значительные пожертвования так и не помогли внести окончательную ясность в подсчет числа жертв Холокоста. Сами еврейские лидеры нередко путаются в этих цифрах. Стюарт Эйзенштат – в прошлом представитель США на переговорах с Германией о компенсациях жертвам фашистского геноцида – в мае 1999 года, выступая в Белом доме с докладом, утверждал, что из евреев, которые использовались на принудительных работах в Третьем рейхе, до настоящего времени дожили от 14 000 до 18 000 человек. Однако год спустя на переговорах с Германией он же требовал компенсаций для 135 000 бывших рабов Рейха.
Давайте поедим!
Конференцию по притязаниям часто критикуют за невнятные расчеты числа жертв Холокоста и неоднозначные методы «выбивания» компенсаций. Но самые серьезные обвинения против нее выдвигают, как ни странно, сами члены еврейских общин, чьи интересы она призвана защищать. Якобы значительная часть денег, полученных от Германии и других стран, расходуется не по целевому назначению. Они были потрачены на вооружение израильской армии, поддержку эмигрантов из Советского Союза, строительство мемориалов в память о трагедии еврейского народа и содержание аппарата Еврейского конгресса. На выплаты жертвам фашистского геноцида в результате осталось совсем немного.
Американский политолог Норман Финкельштейн в своей книге «Индустрия Холокоста» жалуется, что его мать – бывшая узница концлагеря – получила компенсацию $3500, в то время как годовой оклад первого секретаря Конференции по притязаниям Саула Кагана достигал $105 000.
В 2000 году в нью-йоркском отеле «Пьер» состоялся банкет, на котором президент Всемирного еврейского конгресса Эдгар Бронфман объявил о создании Фонда еврейского народа для поддержки еврейских организаций и воспитания на примере Холокоста. Он заявил, что в распоряжении фонда оказалось $9 млрд, полученных в счет компенсаций за Холокост, которые теперь принадлежат «еврейскому народу в целом».
Инициатива была встречена гулом возмущенных голосов: как можно тратить деньги на сторону, если даже не все пострадавшие получили компенсации? Откуда взялись лишние миллиарды? Один из критиков описал мероприятие в виде небольшого сценария: «Массовые убийства. Ужасные грабежи. Рабский труд. Давайте поедим».
Молот ведьм
«Международное сообщество отвергает любое отрицание Холокоста – будь то полное или частичное – как исторического события» – провозглашается в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 1 ноября 2005 года. Задолго до этого в ряде стран (в том числе в Германии и Австрии, выплачивающих компенсации жертвам нацизма) приверженность негационистской теории стала караться как уголовное преступление.
Первый судебный процесс по делу об отрицании Холокоста состоялся в 1984 году в Канаде. Обвинение было выдвинуто против профессора Джеймса Кигстра, суд запретил ему заниматься преподавательской деятельностью. Год спустя еще один канадец Эрнст Зюндель – владелец издательства Samizdat Publishing, в котором печатались негационистские книги, был осужден на 15 месяцев тюрьмы на основании закона о «ложных новостях». В 1992 году этот закон был признан противоречащим конституции Канады, и судимость с Зюнделя сняли. Но он продолжил упорствовать в своих научных заблуждениях, создав антисемитский сайт, и в 2003 году издателя арестовали власти США под предлогом нарушения иммиграционного законодательства. Он был выслан в Канаду, а оттуда в 2005-м перевезен в Германию, где отрицание Холокоста преследуется уголовно. Сейчас Зюндель ожидает суда.
Список лиц, привлеченных к ответственности за отрицание Холокоста, растет в последние годы пугающими темпами. Полвека спустя трагедия еврейского народа вновь оказалась в центре столкновения политических и финансовых интересов стран Европы, Америки и Ближнего Востока. Исследования ревизионистов ставят под сомнение целесообразность создания израильского государства, угрожают лишить его поддержки мирового сообщества и финансовой подпитки со стороны Германии. К чему приводит его ослабление, в странах – потребителях ближневосточной нефти помнят со времен мирового энергетического кризиса 1974 – 1979 годов.
В результате перед современной инквизицией уже предстали французские историки Роберт Фауриссон и Роджер Гарауди, бельгиец Зигфрид Вербеке, швейцарцы Юрген Граф и Гастон-Арманд Амадруз, немцы Гюнтер Декерт, Ганс Шмидт и Фредерик Тобен, а также британец Ричард Харвуд. Теперь к этой компании присоединился некогда знаменитый английский писатель и ученый Дэвид Ирвинг.
В 1989 году он, находясь на австрийской территории, неосторожно заявил, что газовых камер в Освенциме скорее всего не было. С тех пор он объехал полмира с лекциями по истории нацизма, проиграл иск к американской писательницей Деборе Липштадт, которая публично обозвала его «правым пронацистским полемистом», и даже успел разочароваться в ревизионизме. «История – это как постоянно изменяющееся дерево. Я ошибался», – заявил Ирвинг в зале венского суда. Его арестовали, когда он вновь посетил Австрию с курсом лекций об архитекторе Холокоста Адольфе Эйхмане. Обвинение требовало для него десяти лет тюремного заключения, так что, получив три года, подданный Елизаветы II отделался сравнительно легко.
«С ирвингами не надо дискутировать…»
Главный раввин Федерации еврейских общин России Берл Лазар отказывает отрицателям Холокоста в праве называться учеными
– Как вы восприняли приговор британскому историку Дэвиду Ирвингу, который получил три года тюрьмы за отрицание Холокоста? Не кажется ли вам, что если за формулирование пусть даже сомнительной научной гипотезы ученого в наше время могут посадить, значит, дело Гитлера живет и побеждает?
– Как вы восприняли приговор британскому историку Дэвиду Ирвингу, который получил три года тюрьмы за отрицание Холокоста? Не кажется ли вам, что если за формулирование пусть даже сомнительной научной гипотезы ученого в наше время могут посадить, значит, дело Гитлера живет и побеждает?
– Отрицание Холокоста не является научной гипотезой. Научная гипотеза – это основанное на фактах предположение о чем-то, что людям неизвестно. Преступления нацизма людям известны – фактические материалы были представлены на Нюрнбергском процессе.
Что такое теории Ирвинга, на чем они основаны? Известно, что во время второй мировой войны союзники знали о нацистских концлагерях. Но они и не представляли, что там происходит, поскольку нацисты вели достаточно успешную пиар-кампанию: время от времени приглашали прикормленных деятелей из нейтральных стран, показывали им, что считали нужным, и потом эти деятели утверждали, что в концлагерях никаких массовых убийств не происходит.
Сегодня Ирвинг и ему подобные просто повторяют тезисы нацистского пиара 1940-х годов. Таким образом, отрицание Холокоста является пропагандой нацизма, попыткой обелить нацистских преступников. Нацизм осужден как преступление против человечества. Пропаганда нацизма в любой форме является уголовно наказуемым преступлением. Вот если бы она осталась безнаказанной и Ирвингу позволили бы продолжать в том же духе – тогда можно было бы сказать, что «дело Гитлера живет и побеждает».
– Ирвинг не первый, кто отрицает факт Холокоста. Стоит ли, на ваш взгляд, пресекать научную деятельность таких исследователей, и если «да», то каким образом?
– Точно так же, как отрицание Холокоста не является научной гипотезой, негационисты не являются учеными. Вы же не назовете «ученым» того, кто будет утверждать, что земля плоская – просто потому, что такое утверждение противоречит установленным фактам. Но сторонник плоской земли по крайней мере никому не причиняет вреда. А тот, кто утверждает, что не было ни Холокоста, ни газовых камер, а нацисты суть невинные жертвы злонамеренной еврейской пропаганды, – причиняет вред не только, да и не столько евреям, сколько всему человечеству, поскольку прокладывает дорогу новому геноциду, новому нацизму, новой войне.
Эту преступную пропаганду надо разоблачать и пресекать. Когда я говорю «разоблачать» – я не имею в виду, что надо вести с Ирвингом и ему подобными дискуссию. Спорить с заведомыми дезинформаторами – означает поставить их на одну доску с настоящими учеными и исследователями, в то время как на самом деле они являются пропагандистами запрещенной во всем цивилизованном мире нацистской идеологии.
Для того чтобы разоблачать измышления всяческих ирвингов, нужно прежде всего широко распространять доказанные факты о Холокосте и других нацистских преступлениях. Когда евреи по всему миру создают музеи Холокоста – мы понимаем, что выносим на всеобщее обозрение не самую лучшую страницу нашей истории. Куда приятнее было бы создавать музеи наших побед, открывать выставки, посвященные вкладу нашего народа в мировую цивилизацию. Но мы слишком много раз переживали погромы и геноцид, чтобы не понять, что, если позволить сейчас забыть Холокост, – в будущем катастрофа повторится для нас или для какого-нибудь другого народа.
Одновременно с разоблачением негационистской пропаганды ее надо и пресекать. Пока лучшего способа, чем судебный иск, не придумано – во всяком случае, в демократическом государстве. В том числе, уверен, надо подавать в суд и на тех, кто распространяет измышления негационистов в России.
– Вы сами читали какие-либо произведения отрицателей Холокоста?
– К сожалению, пришлось ознакомиться. Убедился в том, что и прежде знал – это злобная пропаганда. Но вообще-то я стараюсь свое свободное время, которого всегда слишком мало, посвящать чтению более мудрых и добрых книг.
Ольга Кравец
http://ko.ru/articles/14016
Деловой еженедельник "Компания"
Выпуск №17 (413) 08.05.2006
Комментариев нет:
Отправить комментарий