12.08.2014

Евгений Манин - Эволюция цифр холокоста

Общеизвестно, как в последнее время стремительно выросли ряды так называемых "ревизионистов Холокоста": один из них не верят в цифру шесть миллионов жертв, считая ее чрезмерно завышенной, другие — вообще отрицают какие бы то ни было жертвы и говорят о "еврейской выдумке для выкачивания денег". В число "ревизионистов" входят и неонацисты, и воинствующие антисемиты, — но не только они: есть среди них и историки с мировым именем, антисемитами отнюдь не являющиеся. И до самого последнего времени решение проблемы было более или менее простым: едва "ревизионист" начинал излагать свои взгляды публично, та или иная еврейская организация немедленно возбуждала против него судебный иск, решавшийся, как правило, в ее пользу.

Ситуация изменилась с ростом популярности Интернета. Брэдли Смит, основатель Комитета открытых дискуссий о Холокосте, чьи статьи и объявления периодически печатаются в студенческих газетах многих ведущих университетов, основал также специальный сайт, на котором публикуются все материалы "ревизионизма". И вокруг этого ядра появилось множество других пропагандистских сайтов — от Нации ислама до Американских арийцев.


Ревизия Холокоста, хоть в целом и оценивающаяся крайне негативно, — между прочим, явление весьма сложное и серьезное. Холокосту посвящены исследования многих историков, но они, эти историки, делятся на две категории — историков эмоциональных и историков профессиональных. Для первой категории на первом месте стоит сам факт истребления евреев нацистами, и традиционная круглая цифра — шесть миллионов жертв — у них не вызывает никаких сомнений. Для историков-профессионалов любое событие и явление превращается в факт лишь в том случае, сели оно неопровержимо подтверждено документами. Однако дело в том, что едва ли не вся документация, касавшаяся числа истребленных евреев, была уничтожена нацистами с чисто немецкой скрупулезностью и аккуратностью.

Единственный документ такого рода, найденный в эсэсовских архивах, — это так называемый "Рапорт Коргерра". Рихард Коргерр, статистик административной службы СС, подготовил по просьбе Гиммлера рапорт о числе уничтоженных евреев на территории рейха и оккупированных стран, включая СССР, но состоянию на 1 января 1943 года (сам рапорт был составлен и подан в марте). Число жертв, указанное в рапорте, составляет 2 841 500 человек.

Откуда взялась цифра шесть миллионов? Она восходит к Нюрнбергскому процессу, на котором следствие, убедившись в полном отсутствии каких-либо данных, позволяющих установить окончательное число жертв-евреев, пыталось определить это число путем допросов обвиняемых. Из всех допрошенных лишь двое смогли пролить какой-то свет на это, и оба при этом ссылались не на документы, а на устные высказывания Адольфа Эйхмана. Первым из этих двоих был доктор Вильгельм Хетль, заместитель начальника отдела АМТ-6 (иностранная секция) РСХА (Имперского управления безопасности). "Незадолго до конца войны я спросил у Эйхмана о числе загубленных еврейских жизней, - показал Хетль. - Он ответил, что назовет мне цифры, хоть это и является величайшей государственной тайной, - для меня как для историка эго представит интерес. Примерно 4 миллиона евреев было истреблено в различных концлагерях, и дополнительно два миллиона было умерщвлено другими путями".

Вторым был гауптштурмфюрер СС Дитер Вислицени, подчиненный Эйхмана, сотрудник отдела IV-A-4 ("Еврейского отдела") РСХА: "В последний раз я видел Эйхмана в конце февраля 1945 года в Берлине. Он сказал тогда, что если война будет проиграна, он покончит жизнь самоубийством. И добавил, что с улыбкой прыгнет в могилу, так как он с особым удовлетворением сознает, что на его совести около пяти миллионов убитых евреев".

Так появились первоначальные приблизительные цифры - пять-шесть миллионов человек. В дальнейшем, прибегая к различным методам расчета, различные авторы получали различные цифры, существенно друг от друга отличающиеся. Исследовательский отдел Американского еврейского конгресса остановился на шести миллионах. Авторитетнейший американский специалист по Холокосту Рауль Хилберг назвал цифру 5,1 миллиона, а его британский коллега Джералд Рейтлинджер - 4.3 миллиона и т.д. Этот разнобой неминуемо должен был привести к "ревизии". Для серьезных историков ревизия заключалась в признании факта ориентировочности числа жертв и стремлении уточнить его. Антисемитам было наплевать на число жертв: они отрицали сам факт Холокоста. Но большая группа историков видела проявление антисемитизма во всем, что не соответствовало "шестимиллионной" точке зрения. Сложность ситуации была отлично проиллюстрирована в 1991 г. так называемой "освенцимской сенсацией".

Если вы обратитесь к справочной литературе того времени, где упоминается самый страшный из нацистских лагерей смерти - Освенцим, то цифры погибших в этом лагере чаще всего будут выглядеть примерно так: общее число жертв - более четырех миллионов; около половины их составляют евреи; другая половина - это поляки, цыгане и советские военнопленные. Таким образом, примерно третья часть шести миллионов жертв Катастрофы падала на Освенцим.

Определение числа жертв Освенцима имеет свою историю. Комендант лагеря Рудольф Гёсс на Нюрнбергском процессе, где он выступал в качестве свидетеля, сказал, что число жертв Освенцима составляло около трех миллионов. А в 1947 году, во время суда, происходившего в Польше, он назвал совершенно иную цифру - 1 135 000 человек. Освенцим был освобожден советскими войсками, ими же были захвачены все архивы, на основании которых и был сделан расчет, давший результат: четыре миллиона жертв. (Эти значительные расхождения в цифрах приводили к тому, что в некоторых изданиях указывались "вилки" - от и до).

После падения коммунистического режима в Польше освенцимский архив был рассекречен, и группа польских и еврейских историков, для которых была важна истина, а не политика с идеологией, в 1989 году взялась за их тщательное изучение. В группу входили: польский историк Францишек Пипер, американский специалист по истории Холокоста Майлс Лерман, директор отдела по изучению Холокоста Центра Визенталя в Лос-Анджелесе Аарон Брейтбарт и Израиль Гутман - израильский историк из Еврейского университета, сам в прошлом узник Освенцима.
Мемориальные доски в Освенциме. Слева с цифрой 4 миллиона. Справа - 1 миллион
Мемориальные доски в Освенциме. Слева с цифрой 4 миллиона. Справа - 1 миллион















В качестве исходных данных послужили книги регистрации прибывающих в лагерь составов с заключенными и сменные ведомости работы крематориев. Результаты этого исследования, опубликованные в марте 1991 года, оказались совершенно неожиданными: общее число убитых - несколько больше 1,1 миллиона, из них евреев - один миллион, поляков -75 000, цыган -21 000, советских военнопленных -15 000, прочих - 5000. Общая цифра, как видим, практически совпала с той, которую назвал некогда Гёсс, число жертв сразу уменьшилось на три миллиона, число же жертв Холокоста - на миллион.

В Освенциме, помимо евреев, поляков, цыган и советских военнопленных, было еще некоторое количество французов, голландцев и немцев - политзаключенных, гомосексуалистов и проституток. И жертвы Освенцима умирали по-разному: для евреев, цыган и советских военнопленных были газовые камеры, поляки же и прочие умирали от голода и болезней или расстреливались.

Коммунисты имели в своих руках и показания Гёсса, и освенцимские архивы, - для чего же им нужна была эта вчетверо завышенная цифра? Причину этого авторы "освенцимской сенсации" объясняли по-разному. Пипер считал, что в основе этого лежит пропаганда: эти цифры показывали, что жертвы, принесенные поляками и русскими, были не только велики сами по себе, но они не уступали жертвам, понесенным евреями, о которых говорили так много. Лерман видел в этом сознательную политику "деиудизации": раньше цифры были больше, но доля жертв-евреев в них составляла 50 процентов; теперь число жертв резко уменьшилось, но доля убитых евреев столь же резко возросла и составила 91 процент. Теперь все официальные данные базируются именно на этих цифрах.

Совершенно естественно, что публикация эта вызвала негодование у множества приверженцев шести миллионов - они были разочарованы, если сюда применимо это выражение.

Отвечая им, Брейбарт сказал: "Мы должны с большой осторожностью относиться к цифрам, определяющим число жертв Холокоста. Любая натяжка, любая фальсификация их - это грозное оружие в руках тех, кто вообще отрицает реальность истребления евреев. Мы должны быть первыми в рядах тех, кто желает знать правду о Холокосте".

Комментариев нет:

Отправить комментарий