Осенью 1918 г. в Университете Кларк (Clark University), куда только что был принят на работу молодой доцент Барнес, на месяц прекратились занятия – карантин из-за эпидемии гриппа. Доцент не терял времени даром, написав в течение «болдинской осени» большую статью «История: ее становление и развитие» (History: Its Rise and Development) – очерк мировой историографии от древности до Первой мировой войны.
В 1922 г., после многочисленных доработок, она увидела свет в многотомной «Encyclopedia Americana», где переиздавалась на протяжении полувека, с небольшими исправлениями в 1954 и 1967 гг. Биографы Барнеса указывают, что это самая большая (60 страниц формата В5 в две колонки мелким шрифтом) и самая подробная статья на эту тему, когда-либо появлявшаяся в энциклопедиях. Только библиография занимает 9 колонок: все это дотошный автор как минимум просмотрел, а вообще он имел обыкновение читать книги от корки до корки. Русского языка Барнес не знал и с нашей историографией знакомился по переводам или изложениям. «Среди щедрот Большого Каталога» фигурируют Карамзин и Соловьев, а также Максим Ковалевский, Лев Мечников и Павел Виноградов – последний, правда, как английский ученый «сэр Пол Виноградофф».
Держу в руках отдельный оттиск первой публикации. Каков был его тираж, не знаю, но ни в одной из известных мне библиографий он не отмечен. На первой странице, половину которой занимает чистое верхнее поле, размашистая надпись синими чернилами.
With sincere regards
Harry Elmer Barnes(C искренним приветом
Гарри Элмер Барнес)
Harry Elmer Barnes(C искренним приветом
Гарри Элмер Барнес)
Кому адресована надпись? Владельческая запись в правом верхнем углу и большой экслибрис на обороте передней обложки сообщают, что оттиск происходит из коллекции автографов Клиффорда Лаймэна (Clifford H. Lyman), подаренной в 1927 г. Библиотеке Форбса (Forbes Library) в Нортхэмптоне, штат Массачусетс, в котором находился и Университет Кларк. Основанная в 1894 г., она существует по сей день, причем не просто является главным книгохранилищем города, но еще включает Президентскую библиотеку и музей Калвина Кулиджа (Calvin Coolidge). На действующем сайте библиотеки о коллекции Лаймэна ничего не сказано, а мое обращение за справками осталось без ответа.
У меня есть еще один точно такой же анонимный инскрипт Барнеса на книге 1929 г. «Живем в двадцатом веке» (Living in the Twentieth Century):
With sincere regards
Harry Elmer Barnes
May 23, 1929
Книга, представляющая собой сборник очерков о новейших достижениях науки и социально-политических особенностях цивилизации в новом – для нас теперь уже прошлом – веке, иллюстрирует любимую Барнесом теорию «культурного запаздывания». Наука и техника, утверждал он, с середины XIX в. сделали колоссальный шаг вперед, а социальные институты и господствующие в обществе идеи и нормы, прежде всего религиозные и морально-этические, остались в глубоком прошлом, полном предрассудков и суеверий.
Вольнодумец и борец с ханжеством, в двадцатые годы Барнес выступал против фундаменталистов, требовавших запретить продажу спиртного, дансинги, аборты и преподавание в школах учения Дарвина, что для Америки тех лет было больным вопросом. Не случайно Кларенс Дарроу (Clarence Darrow), адвокат на знаменитом «обезьяньем процессе» 1925 г. в штате Теннеси, был его близким другом. Времена менялись, но «вольнодумство» оставалось прежним: в шестидесятые годы Барнес публично поддерживал Хью Хефнера (Hugh Hafner) и его журнал «Плейбой».
Одной из самых нашумевших книг нашего героя стали «Сумерки христианства» (The Twilight of Christianity), выпущенные в том же 1929 г. Автор критиковал не религию саму по себе – хотя и считал ее типичным примером «культурного запаздывания» – но ее роль в обществе, стремление подчинить взять на себя как можно больше социальных функций, прежде всего в воспитании и образовании. Внушительный том в 480 страниц, написанный с присущими Барнесу легкостью и остротой, вызывал и восхищение, и неприятие, но производил впечатление знанием предмета. Многие либеральные теологи и проповедники отдали ему должное.
Мой экземпляр украшен дарственной надписью на авантитуле:
To a civilized American
with affectionate regards
Harry Elmer Barnes
February 10, 1931
(Цивилизованному американцу
с горячим приветом
Гарри Элмер Барнес
10 февраля 1931)
with affectionate regards
Harry Elmer Barnes
February 10, 1931
(Цивилизованному американцу
с горячим приветом
Гарри Элмер Барнес
10 февраля 1931)
Инскрипт так и остался бы анонимным, но букинист, у которого я купил книгу, сообщил, что она происходит из библиотеки Чарльза и Софи Даттон (Charles and Sophie Dutton), живших в Хэмдэне, штат Коннектикут: муж был врачом, жена писала рецензии для местной газеты «The New Haven Register». «На аукционе, где продавалась их библиотека, – пояснил он, – я нашел немало великолепных книг, в том числе с дарственными надписями. Видно, что Даттоны были известны в литературных кругах и знали многих авторов, которые посылали им книги на отзыв и просто по дружбе».
Вложенная в книгу записка Софи Даттон поясняла, что протестантский теолог-модернист Джон Дитрих (John N. Dietrich), которому посвящена книга, был другом не только автора, но и ее мужа. Видимо, через Дитриха книга и была послана адресату. Мне она досталась изрядно зачитанной. Вообще-то коллекционеры такие экземпляры не любят, но за этим исторический факт: «цивилизованные американцы» читали Барнеса очень внимательно, с карандашом в руках.
Продолжение «Сумерек христианства», появившееся в 1932 г., автор озаглавил еще более интригующе: «Может ли человек быть цивилизованным?» («Can Man Be Civilized?»). От критики социальной роли и, можно сказать, социальных амбиций религии Барнес перешел к поиску позитивной программы, провозгласив, что в попытках сделать свою жизнь более гармоничной и счастливой, а окружающий мир – более справедливым и совершенным человек может и должен полагаться только на самого себя. Он обращался к широкому читателю, поэтому книгу приветствовали не только университетские профессора, но и многие школьные учителя. Как читатель, наверно, уже догадался, этот экземпляр тоже не простой. На авантитуле – как обычно – уверенной рукой, густыми черными выведено:
To Mr. and Mrs. Milton Pyke
with cordial regards
Harry Elmer Barnes
6 / 22 / 32(Господину и госпоже Милтон Пайк
с сердечным приветом
Гарри Элмер Барнес)
with cordial regards
Harry Elmer Barnes
6 / 22 / 32(Господину и госпоже Милтон Пайк
с сердечным приветом
Гарри Элмер Барнес)
В доступных мне источниках Милтон Пайк никакого следа не оставил. Единственной возможной зацепкой является короткое письмо автора адресату, вклеенное в книгу, – «дополнительный приз» для коллекционера. Судя по его содержанию, Пайк был фотографом – правда, неясно, профессионалом или любителем. Барнес высоко оценил его работы и приглашал приехать к себе в Обурн, штат Нью-Йорк, следующим летом вместе с женой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий